1 Тоонтонютаг – Родной край: образовательная программа для детей дошкольного возраста: методические рекомендации / сост. Доржиева ТуянаДоржиевна, Колмакова Антонина Никифоровна, АпхановаДолгор Николаевна, Игумнова Зинаида Николаевна, Никитенко Светлана Анатольевна, Сысюк Татьяна Петровна, Борисова Татьяна Васильевна, Доржиева Туяна Владимировна. – Улан-Удэ: Издательство МАДОУ ЦРР №86 «Оюна» - детский сад, 2015 год. – 72 с. Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем, разработанная на основе комплексно-тематического планирования. Содержание программы знакомит дошкольников с историей, природой родного края, этнокультурными традициями и обычаями народов, живущих в республике Бурятия. Пособие адресовано педагогам ДОУ, родителям, а также всем, кто интересуется вопросами этнокультурного воспитания детей. 2 3 4 5 Содержание: Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………...... Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………....... Цели и задачи реализации Программы……………………………………………………………………………………. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………………………………………….. Планирование результатов освоения Программы. Целевые ориентиры……………………………………………….. Содержательный раздел………………………………………………………………………………………………….. Комплексно-тематическое планирование: «Я – человек» для детей от 2-7 лет………………………………………………………………………………………... Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………... «Моя семья»……………………………………………………………………………………………………………......... Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………... «Любимый город»…………………………………………………………………………………………………………... Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………... «История жилища»………………………………………………………………………………………………………….. Динамика освоения содержания темы…………………………………………………………………………………….. «Родной край»………………………………………………………………………………………………………………. Динамика освоения содержания темы…………………………………………………………………………………….. «Традиции и быт»…………………………………………………………………………………………………………… Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………... «Животный мир»……………………………………………………………………………………………………………. Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………... «Растения родного края»………………………………………………………………………………………………........ Динамика освоения содержания темы…………………………………………………………………………………….. «Искусство»…………………………………………………………………………………………………………………. Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………... Организационный раздел………………………………………………………………………………………………… Проектирование воспитательно-образовательного процесса……………………………………………………………. Культурно-досуговая деятельность (традиционные события, праздники, развлечения)………………………………. Учебно-методический комплект к Программе……………………………………………………………………………. Библиографический список ……………………………………………………………………………………………….. 6 7 7 7 8 8 9 12 18 19 25 26 31 32 37 38 43 44 50 51 55 56 61 62 68 69 69 69 70 71 6 «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал, Ты вспоминаешь РОДИНУ такую, Какой еѐ ты в детстве увидал» К. Симонов ВВЕДЕНИЕ С 2002 года МАДОУ Центр развития ребенка №86 «Оюна» - детский сад – Федеральная экспериментальная площадка по реализации проекта «Интеллектуальное развитие и формирование творчески инициативной личности через наполнение развивающих программ национально-региональным содержанием. Результатом проекта является образовательная программа «Тоонто-нютаг-Родной край». Данная образовательная программа рецензирована, прошла экспертизу и получила экспертное заключение при БИПКиПРО от 26.11.2007 года, заслуживает высокой оценки и рекомендована к обобщению и распространению среди педагогов города и республики Бурятия. Авторский коллектив программы: Доржиева ТуянаДоржиевна – заведующая ЦРР; Колмакова Антонина Никифоровна – старший воспитатель; АпхановаДолгор Николаевна – учитель бурятского языка; Игумнова Зинаида Николаевна – педагог-психолог; Сысюк Татьяна Петровна – воспитатель; Борисова Татьяна Васильевна – воспитатель; Никитенко Светлана Анатольевна – воспитатель Доржиева Туяна Владимировна – воспитатель 7 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Программа «Тоонтонютаг – Родной край» (далее — Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования как вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов. Ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. В 1992г. в республике Бурятия вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. В штатное расписание Центра была введена ставка учителя бурятского языка. Дети изучают язык со средней группы. Возможность обучения детей бурятскому языку осуществляется в соответствии с п.1.9. ФГОС ДО. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками, произведениями устного народного творчества, изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Язык – душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности. Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития. Дети знакомятся с родным краем, традициями и бытом народов, проживающих на территории республики с их культурным и духовным наследием. Важным условием реализации программы является тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества. Создание данной общности детей, воспитателей и родителей выступает как основа реализации программы. Содержание программы строится на основе игрового взаимодействия педагога, детей и родителей. Цели Программы: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края. Воспитание любви и привязанности к малой Родине, желание сделать полезное и приятное для родных и близких людей. Задачи: 1. Дать детям представления об этнической самобытности народов, проживающих на территории Бурятии, их обычаях и традициях. 2. Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. 8 3. Формировать культуру поведения и способы проявления гуманного отношения к людям (доброжелательного, заботливого, отзывчивого), эмпатийных форм общения. 4. Развивать познавательные и творческие способности детей, поддерживать и направлять детскую инициативу посредством создания этнокультурной развивающей среды. 5. Развивать любознательность, побуждать детей к активному самовыражению в практической познавательной деятельности, стимулируя творческую активность; 6 .Воспитывать основы патриотизма, гражданственности и чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Программа «Тоонтонютаг-Родной край» разработана с учетом принципов: - принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. - принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; - принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста 1. Ребенок обладает начальными знаниями о культуре народов проживающих в нашей республике, проявляет активный, увлеченный интерес и положительное отношение к другим людям и самому себе. 2. Овладевает навыкам освоения социокультурного пространства, культурой поведения, сформированы социально поощряемые нормы и правила поведения в окружающей среде. 3. Ребенок легко адаптируется, стремится к общению со взрослыми и детьми, инициативен в общении, эмоционально включается в действия, регулирует свое поведение в соответствии с ситуацией общения. 4. Достаточно хорошо владеет устной речью и элементарными навыками общения на бурятском языке, понимает разговорную речь и применяет речевой этикет в разных ситуациях общения. 9 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Животный мир Бурятии Манайнютагайамитад Тоонтонютаг Родной край Растения родного края Ойнургамалнууд Любимый город Искусство Традиции и быт Ёhозаншал Миниитурелхото История жилища Я – человек Би хунтурэлтенби Моя семья Минииуггарбал Гэрбайрынтуухэ 10