Программа Родной край

1

Тоонтонютаг – Родной край: образовательная программа для детей дошкольного возраста: методические рекомендации /
сост. Доржиева ТуянаДоржиевна, Колмакова Антонина Никифоровна, АпхановаДолгор Николаевна, Игумнова
Зинаида Николаевна, Никитенко Светлана Анатольевна, Сысюк Татьяна Петровна, Борисова Татьяна Васильевна,
Доржиева Туяна Владимировна. – Улан-Удэ: Издательство МАДОУ ЦРР №86 «Оюна» - детский сад, 2015 год. – 72 с.
Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации
ФГОС дошкольного образования.
В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем, разработанная на
основе комплексно-тематического планирования. Содержание программы знакомит дошкольников с историей, природой
родного края, этнокультурными традициями и обычаями народов, живущих в республике Бурятия.
Пособие адресовано педагогам ДОУ, родителям, а также всем, кто интересуется вопросами этнокультурного
воспитания детей.

2

3

4

5

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………………………………..
Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………......
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….......
Цели и задачи реализации Программы…………………………………………………………………………………….
Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………………………………………..
Планирование результатов освоения Программы. Целевые ориентиры………………………………………………..
Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………..
Комплексно-тематическое планирование:
«Я – человек» для детей от 2-7 лет………………………………………………………………………………………...
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………...
«Моя семья»…………………………………………………………………………………………………………….........
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………...
«Любимый город»…………………………………………………………………………………………………………...
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………...
«История жилища»…………………………………………………………………………………………………………..
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………..
«Родной край»……………………………………………………………………………………………………………….
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………..
«Традиции и быт»……………………………………………………………………………………………………………
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………...
«Животный мир»…………………………………………………………………………………………………………….
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………...
«Растения родного края»………………………………………………………………………………………………........
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………..
«Искусство»………………………………………………………………………………………………………………….
Динамика освоения содержания темы……………………………………………………………………………………...
Организационный раздел…………………………………………………………………………………………………
Проектирование воспитательно-образовательного процесса…………………………………………………………….
Культурно-досуговая деятельность (традиционные события, праздники, развлечения)……………………………….
Учебно-методический комплект к Программе…………………………………………………………………………….
Библиографический список ………………………………………………………………………………………………..

6
7
7
7
8
8
9
12
18
19
25
26
31
32
37
38
43
44
50
51
55
56
61
62
68
69
69
69
70
71
6

«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь РОДИНУ такую,
Какой еѐ ты в детстве увидал»
К. Симонов
ВВЕДЕНИЕ
С 2002 года МАДОУ Центр развития ребенка №86 «Оюна» - детский сад – Федеральная экспериментальная
площадка по реализации проекта «Интеллектуальное развитие и формирование творчески инициативной личности через
наполнение развивающих программ национально-региональным содержанием. Результатом проекта является
образовательная программа «Тоонто-нютаг-Родной край».
Данная образовательная программа рецензирована, прошла экспертизу и получила экспертное заключение при
БИПКиПРО от 26.11.2007 года, заслуживает высокой оценки и рекомендована к обобщению и распространению среди
педагогов города и республики Бурятия.
Авторский коллектив программы:
 Доржиева ТуянаДоржиевна – заведующая ЦРР;
 Колмакова Антонина Никифоровна – старший воспитатель;
 АпхановаДолгор Николаевна – учитель бурятского языка;
 Игумнова Зинаида Николаевна – педагог-психолог;
 Сысюк Татьяна Петровна – воспитатель;
 Борисова Татьяна Васильевна – воспитатель;
 Никитенко Светлана Анатольевна – воспитатель
 Доржиева Туяна Владимировна – воспитатель

7

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа «Тоонтонютаг – Родной край» (далее — Программа)
разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для
использования как вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов. Ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
В 1992г. в республике Бурятия вышел закон о придании статуса государственного
бурятскому языку. В
штатное расписание Центра была введена ставка учителя бурятского языка. Дети изучают язык со средней группы.
Возможность обучения детей бурятскому языку осуществляется в соответствии с п.1.9. ФГОС ДО.
Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения
бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками,
произведениями устного народного творчества, изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Язык – душа
народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического
воспитания, воспитания толерантности. Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для
развития. Дети знакомятся с родным краем, традициями и бытом народов, проживающих на территории республики с
их культурным и духовным наследием.
Важным условием реализации программы является тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе
сотрудничества. Создание данной общности детей, воспитателей и родителей выступает как основа реализации
программы. Содержание программы строится на основе игрового взаимодействия педагога, детей и родителей.
Цели Программы:
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края.
Воспитание любви и привязанности к малой Родине, желание сделать полезное и приятное для родных и близких
людей.
Задачи:
1. Дать детям представления об этнической самобытности народов, проживающих на территории Бурятии, их обычаях и
традициях.
2. Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность
различных групп населения.
8

3. Формировать культуру поведения и способы проявления гуманного отношения к людям (доброжелательного,
заботливого, отзывчивого), эмпатийных форм общения.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей, поддерживать и направлять детскую инициативу
посредством создания этнокультурной развивающей среды.
5. Развивать любознательность, побуждать детей к активному самовыражению в практической познавательной
деятельности, стимулируя творческую активность;
6 .Воспитывать основы патриотизма, гражданственности и чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Программа «Тоонтонютаг-Родной край» разработана с учетом принципов:
- принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций
в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей.
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой
работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста
1. Ребенок обладает начальными знаниями о культуре народов проживающих в нашей республике, проявляет
активный, увлеченный интерес и положительное отношение к другим людям и самому себе.
2. Овладевает навыкам освоения социокультурного пространства, культурой поведения, сформированы социально
поощряемые нормы и правила поведения в окружающей среде.
3. Ребенок легко адаптируется, стремится к общению со взрослыми и детьми, инициативен в общении, эмоционально
включается в действия, регулирует свое поведение в соответствии с ситуацией общения.
4. Достаточно хорошо владеет устной речью и элементарными навыками общения на бурятском языке, понимает
разговорную речь и применяет речевой этикет в разных ситуациях общения.
9

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Животный мир
Бурятии
Манайнютагайамитад

Тоонтонютаг
Родной край

Растения родного края
Ойнургамалнууд

Любимый город
Искусство

Традиции и быт
Ёhозаншал

Миниитурелхото

История жилища

Я – человек
Би хунтурэлтенби

Моя семья
Минииуггарбал

Гэрбайрынтуухэ
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».