Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ»

МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»
Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной
деятельности в ДОУ»

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из
первоначального безразличия.
Индивидуализация
образовательной
деятельности в
ДОУ
основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка,
поддержке
его индивидуальных потребностей
и
интересов.
Изменение образовательной
деятельности возможно
при
совершенствовании
условий жизнедеятельности
детей
в
ДОУ,
предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или
пространство детско-взрослого сообщества. Образовательный процесс
выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми,
на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие
самоценность дошкольного возраста.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на
собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны
быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в
целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность
проявить индивидуальность и творчество.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и
перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми
одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается
необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако
определение индивидуализации как принципа образования в научнометодических
исследованиях
нередко
подменяется
понятиями
"индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Опыт последних десятилетий свидетельствует о важности естественного
вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ.
При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном
уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при
выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных,
развлекательных мероприятиях.
Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для
детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику
возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и
творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции
дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и
присоединяться к их деятельности.

В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда
в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и
показателем
профессиональной
компетентности
воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в
непосредственной, и в опосредованной деятельности.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметнопространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной
траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его
развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении
задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель
выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому
нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ,
рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до
тех
пор,
пока
ребенок
в
этом
нуждается.
Такой
способ
взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех,
радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно
успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют
многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Необходимо
создание
предметно-пространственной
среды,
обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его
уверенность
в
себе,
инициативность,
творческие
способности,
самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять
перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать
задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о
людях, обществе, стране, окружающем мире;
Основные положения личностно ориентированной модели предметнопространственной среды отражаются в принципах ее построения.
Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального
благополучия
участников образовательного процесса
заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития
не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое
личностное
пространство,
которое
предоставляет
дошкольникам
возможность заниматься тем, что нравится.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и
неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной
творческой деятельности.
Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме
"вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства.
Принцип активности, творчества реализуется через возможность
коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ,

оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны
использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.

с

Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои
склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует
принцип "половых и возрастных" различий.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются
также
в
принципе индивидуальности и
неповторимости
каждого
структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании
предметно-развивающей
среды
группы
нет
жесткого
стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения
и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств,
познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере
каждого ребенка, его интересах, наклонностях.
Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил
пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и
здоровья детей.
Принцип рациональности и целесообразности означает удобство,
простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются
следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд
или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его
можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных
некоторых групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому
году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6–7 лет). В
группе оформляется "Уголок именинника".
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках,
цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его
достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать
домик. Для этого заполняется рубрика "Я молодец, я научился".
Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в
рубрике "Панорама добрых дел" стимулируют желание дошкольника
присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Главная идея по оформлению игровых и спальных комнат групповых
помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит,
необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть
насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры,
помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности
и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения,
партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в
социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее,
ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и
коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество
мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной
активности.
Маленькие
творческие
мастерские
наполнены разнообразным,
стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими
играми.
В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками
совместно с родителями и воспитателем.
В игровых комнатах для детей есть наборы разнообразных карточек по
всем видам детской деятельности. Например, "Поиграй-ка", "Домисолька",,
"Почитай-ка", "Остров Самоделкина", "Здоровей-ка", "есть уголок
уединения.
Стенд «Мы дежурим» заполнен карточками с надписью роли,которую
сегодня ребенок исполняет: «дежурный по столовой», «дежурный по
занятиям», «дежурный в уголке природы»" и др. Поручения такого рода
позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе
в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и
уникальность.
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах
детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например,
коллекциях, газетах, выставках.
Коллекционирование
–
доступный
детям
вид деятельности,
учитывающий
их индивидуальные интересы
и
удовлетворяющий
потребности в "собирательстве сокровищ".
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и
изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых
экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения
музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он
вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут
быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой
природы, муляжами, игрушками и др.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои
мини-музеи по интересующей теме. В подготовке и оформлении материалов
принимают участие родители.
Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметнопространственной
среды
ДОУ (коридоры,
вестибюли,
другие
функциональные помещения). Стенд «Наш веселый детский сад» показывает
все музыкальные способности ребенка. Постоянно действующая выставка

творчества (картины, вышивка и др. поделки) родителей, родственников
ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Дети
создают собственные композиции из природного и бросового материала,
пластилина, которые украшают детский сад.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в
помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность,
способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных
навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства
жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя
компетентными, ответственными и стараются максимально использовать
свои возможности и навыки.
Индивидуальный подход требует от педагога помимо умения
работать разнообразно, ещѐ и большого терпения, умения разобраться в
сложных проявлениях поведения - и это только некоторые из причин пока
недостаточно широкого применения его на практике при широкой
декларативности. В настоящее время эту проблему можно и нужно решать,
так как реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в
активную деятельность по овладению программным материалом, является
важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к
обучению
в
школе.
Только
сочетание
возрастного
и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может
обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое
развитие.
В ФГОС ДО говорится, что основным в дошкольном воспитании должна
быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка.
Одна
из
важнейших
задач
стандарта
—
поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала, должно
обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ.
Теперь они будут формироваться с учетом различных уровней сложности,
которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных
потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны
будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, правда только
посоветовавшись с родителями.
Самое важное, что проходит через весь стандарт, — подчеркивается
поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который
поощряет эту инициативу.
Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и
воспитателями, занимается различной деятельностью — в стандарте
дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия
развития ребенка наравне с индивидуализацией.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».