Технология опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ.

МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»
Технология опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ.
Актуальность. Современная система образования в детском саду все
больше стремится отходить от способа передачи детям знаний
информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику).
Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных
условий, при которых каждый ребѐнок мог раскрыть и совершенствовать
способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей
действительности.
Основное достоинство детского экспериментирования заключается в
том, что оно дает детям самостоятельно получать реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы,
так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Необходимость делиться увиденным, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому
экспериментирование, как никакой другой вид деятельности соответствует
этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является
ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания
мира.
Таким образом, мы считаем, что детское экспериментирование
как специально организованная деятельность способствует становлению
целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного
познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной
сферы способствовала разработке и внедрению в образовательный процесс
нашего ДОУ педагогической технологии по детскому экспериментированию.
Теоретико-методологической основой технологии являются труды:
- в области психологии В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна,
А.И. Савенкова; В.С Юркевича.
- в области педагогики Г.И. Щукиной, А.И. Ивановой, Н.А. Коротковой
Иванова, С.Н. Николаевой, Н.Р. Морозовой, Н.Н. Поддъякова.

Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Китайская пословица

Цель педагогической технологии:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения
детей, а также развитие познавательной активности и исследовательских
навыков в процессе детского экспериментирования
Задачи:
1. Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах
(свет, температура воздуха и еѐ изменчивость; вода-переход в различные
состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух
— его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость, твердость,
мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), и явлениях
(отражение, преломление света, магнитное притяжение);
2. Расширять представление об использовании человеком факторов
природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для
удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни
человека.
3. Формирование опыта применения правил техники безопасности
при проведении физических экспериментов.
4. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать,
описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки,
устанавливать причинно-следственные связи между предметами и
явлениями, умения делать выводы, открытия;
5. Развитие мелкой моторики и координации движений;
6. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
7. Развитие внимания и памяти, речевых способностей;
8. Создание положительной мотивации к самостоятельному
экспериментированию;
9. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения
исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства
взаимопомощи;
10.
Воспитание самостоятельности и аккуратности в процессе
поведения опытов и приобретении знаний.
Формирование основ целостного мировидения детей, развитие
познавательной активности в процессе детского экспериментирования
основывается на:

- осуществлении последовательного системного подхода в процессе
формирования у детей основ целостного мировидения;
- эффективном сотрудничестве педагога и ребенка, построенном на
проявлении оптимизма, веры в силы воспитанника и его поддержке;
- создании предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту и
запросам ребенка.
Предполагаемый результат:
1. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение
речевого развития. навыков
2.
Сформированность
эмоционально-ценностного
отношения
к окружающему миру, основ диалектического мышления, коммуникативных
3. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой
воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
При
планировании
работы
по
организации
детского
экспериментирования, учитывается то, что в процессе экспериментальной
деятельности ребенок должен приобретать опыт:
1. Физический: учиться управлять своим телом и определенными
органами.
2. Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром,
со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими
в мире.
3. Социальный: практиковаться во взаимодействии как с группой детей,
так и индивидуальной работе (сверстника и взрослого).
4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать
разнообразные мыслительные операции.
5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги
эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать
со словом.
6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей.
7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.
8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.
Занятия организуются на принципах:
- личностно-ориентированного взаимодействия и творческого
сотрудничества детей и педагога;
- доступности предлагаемого материала;
- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
- вариативности и проблемности;
- взаимодействия с семьей.

Основные принципы организации детского экспериментирования:
- связь теории с практикой;
- развивающий характер воспитания и обучения;
- индивидуализация и гуманизация образования;
- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности
дошкольников;
- целостность и системность обучающего процесса;
- взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность технологии:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно
и детям, и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет,
а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста.
Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения,
логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и
педагоги.
Виды работы:
- диагностика уровня развития познавательной активности;
- разработка перспективного плана и картотеки по экспериментальной
деятельности;
- разработка серии экспериментов;
- создание организационно-педагогических условий для детского
экспериментирования в групповом помещении и дома;
- организация совместных с детьми опытов и исследований;
- проведение эвристических бесед;
- сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных
методов;
- систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
- взаимодействие с родителями: консультации по экспериментальной
деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель —
родитель; воспитатель — ребенок — родитель;
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность
и во время прогулки под наблюдением воспитателя.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать
о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний,
а формирование у него бережного, эмоционального отношения
к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали как можно больше

разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и
не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят
познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Результаты технологии: обобщая материал по экспериментированию
с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование –
это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности
во всех его формах и видах и является методом повышения
самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию
познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего
мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию
природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и
любознательность ребенка.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников.
В нашем детском саду в каждой группе оборудованы зоны
для проведения экспериментов. Экспериментальная зона создается
для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса
к исследовательской деятельности и способствует формированию основ
научного мировоззрения. Мини лаборатория – это база для специфической
игровой деятельности ребенка. Работа с детьми начинается со знакомства
с
оборудованием
и
их
назначением,
правилами
поведения.
Экспериментальная зоне предполагает превращение детей в «ученых»,
которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Данная китайская мудрость является основополагающей в работе с детьми.
Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на
вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами
познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой
личности.
Особенности
руководства
экспериментальной
деятельностью
дошкольника. Роль педагога в экспериментировании является ведущей
в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким
образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить
экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности
открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с
определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается
объект, соответствующий требованиям.

Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе.
Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему
незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени
и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как
непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность
эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и
наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к
данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель
или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем
привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется
ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины:
работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель
постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым
к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ
на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.
Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике
убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно,
если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни
ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные
способы
решения
задачи,
варьирующих
ход
эксперимента
и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля
зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет
основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов
и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо
стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся
по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа.
При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить,
что
непредусмотренный
результат
не
является
неправильным.
После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок
рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать
мусор и вымыть руки с мылом.
При правильной организации работы у старших дошкольников
формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться

самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению
экспериментов переходит в руки детей, сопровождаясь просьбами к
воспитателю : «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет,
если…». Воспитатель выступает в роли умного друга и советчика. Он не
навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав
разные варианты, сам обратится за помощью. Ответ стоит построить так,
чтобы постараться разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью
наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.
Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае,
если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована
культура работы.
В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать
нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение,
а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром
и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны
воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно
между воспитателем и детьми.
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.
Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной
последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот,
который заведомо совершит его неверно, что даст возможность
сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого
методического приема он дает возможность детям сконцентрировать
внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог
имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
При работе с живым объектом ведущим принципом работы является
принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его
максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе
эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен
ярче.
Что
дает
экспериментальная
деятельность?
Ребенок,
почувствовавший
себя
исследователем,
овладевший
искусством

эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него
просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать
неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением
товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка
целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира. В ходе
работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный
интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной
ситуации; задают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?»; стремятся
объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
проявляют интерес к познавательной литературе; умеют выражать свои
мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории: приборы – помощники: микроскоп,
увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:
пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; природные материалы:
камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий
песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа
орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена
фруктов и овощей, шерсть; бросовый материал: кусочки кожи, меха,
лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические
предметы и деревянные катушки; разные виды бумаг: обычная, альбомная,
тетрадная, калька, наждачная; красители: ягодный сироп, акварельные
краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата,
воронки, мерные ложечки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары,
деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки,
стейки, нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников
используются различные стимулы:
- внешние (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуация выбора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. М., 2004.
2. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.
4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкльного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
5. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение,
серия Педагогика и психология»,1979.
6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования
детей. М., 2002.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском
саду. М.,2002.
8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От
рождения до школы» / Отв.ред. Н.Е. Веракса. М., 2007.
9. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста. - М., 1996.
10. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.
11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой
деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.
М..1971.
13. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в
обучении. М.,1975


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».