МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок» Технология опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ. Актуальность. Современная система образования в детском саду все больше стремится отходить от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребѐнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Основное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям самостоятельно получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость делиться увиденным, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Таким образом, мы считаем, что детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке и внедрению в образовательный процесс нашего ДОУ педагогической технологии по детскому экспериментированию. Теоретико-методологической основой технологии являются труды: - в области психологии В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова; В.С Юркевича. - в области педагогики Г.И. Щукиной, А.И. Ивановой, Н.А. Коротковой Иванова, С.Н. Николаевой, Н.Р. Морозовой, Н.Н. Поддъякова. Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму Китайская пословица Цель педагогической технологии: Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования Задачи: 1. Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах (свет, температура воздуха и еѐ изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость, твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), и явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); 2. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека. 3. Формирование опыта применения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. 4. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, умения делать выводы, открытия; 5. Развитие мелкой моторики и координации движений; 6. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия; 7. Развитие внимания и памяти, речевых способностей; 8. Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; 9. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи; 10. Воспитание самостоятельности и аккуратности в процессе поведения опытов и приобретении знаний. Формирование основ целостного мировидения детей, развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования основывается на: - осуществлении последовательного системного подхода в процессе формирования у детей основ целостного мировидения; - эффективном сотрудничестве педагога и ребенка, построенном на проявлении оптимизма, веры в силы воспитанника и его поддержке; - создании предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту и запросам ребенка. Предполагаемый результат: 1. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. навыков 2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, основ диалектического мышления, коммуникативных 3. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». 5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира. При планировании работы по организации детского экспериментирования, учитывается то, что в процессе экспериментальной деятельности ребенок должен приобретать опыт: 1. Физический: учиться управлять своим телом и определенными органами. 2. Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире. 3. Социальный: практиковаться во взаимодействии как с группой детей, так и индивидуальной работе (сверстника и взрослого). 4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции. 5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом. 6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей. 7. Личностный: узнавать свои личностные возможности. 8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях. Занятия организуются на принципах: - личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога; - доступности предлагаемого материала; - последовательности и постепенности предлагаемого детям материала; - вариативности и проблемности; - взаимодействия с семьей. Основные принципы организации детского экспериментирования: - связь теории с практикой; - развивающий характер воспитания и обучения; - индивидуализация и гуманизация образования; - природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников; - целостность и системность обучающего процесса; - взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество. Успешность технологии: Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Виды работы: - диагностика уровня развития познавательной активности; - разработка перспективного плана и картотеки по экспериментальной деятельности; - разработка серии экспериментов; - создание организационно-педагогических условий для детского экспериментирования в групповом помещении и дома; - организация совместных с детьми опытов и исследований; - проведение эвристических бесед; - сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов; - систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций; - взаимодействие с родителями: консультации по экспериментальной деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель; Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность и во время прогулки под наблюдением воспитателя. Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Результаты технологии: обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников. В нашем детском саду в каждой группе оборудованы зоны для проведения экспериментов. Экспериментальная зона создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Мини лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Работа с детьми начинается со знакомства с оборудованием и их назначением, правилами поведения. Экспериментальная зоне предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Данная китайская мудрость является основополагающей в работе с детьми. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку). В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. При правильной организации работы у старших дошкольников формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, сопровождаясь просьбами к воспитателю : «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Воспитатель выступает в роли умного друга и советчика. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Ответ стоит построить так, чтобы постараться разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: - действие показывает педагог; - действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; - иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика; - действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; - действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; - действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира. В ходе работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации; задают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?»; стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»; проявляют интерес к познавательной литературе; умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях; пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты; применяют свои знания в жизни. Оснащение детской лаборатории: приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть; бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки; разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная; красители: ягодный сироп, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: - внешние (новизна, необычность объекта); - тайна, сюрприз; - мотив помощи; - познавательный мотив (почему так); - ситуация выбора. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004. 2. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006. 3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. 4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкльного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 5. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979. 6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002. 7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002. 8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» / Отв.ред. Н.Е. Веракса. М., 2007. 9. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996. 10. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985. 11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. 12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971. 13. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.,1975