Образовательный процесс игра

МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»
«Игра»
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Это
время первоначального становления личности.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении
развития ребѐнка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику
условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей
и способностей.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Это
документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть
программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для
достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня
развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Один из основных принципов Стандарта (п. 1.2. (4))предполагает
«реализацию Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.»
Игра – это осмысленная деятельность ребенка. Для детей дошкольного
возраста она является основной ведущей деятельностью, оказывающей
определяющее влияние на развитие личности ребенка в этот период жизни.
Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную
деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность
реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта,
причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно
в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое
развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.
Выдающийся педагог-новатор А. С. Макаренко в лекции для родителей на
тему «Игра» говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет
то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Играя, ребенок упражняет свои силы, приобретает новые знания о
предметах и явлениях окружающей действительности, готовится к трудовой
деятельности. Вот почему воспитание будущего деятеля происходит прежде
всего в игре.

В игре, как и в работе, у детей может и должна быть определенная
ответственность. Особенно это относится к играм с правилами, к ролевым
играм. И в этом смысле игра похожа на работу.
Отличие игры от работы состоит главным образом в том, что ребенок в игре
не создает непосредственно материальных, культурных ценностей, а работа
направлена всегда на создание таких ценностей.
Тем не менее, игра представляет собой чрезвычайно важную для развития
ребенка деятельность, поскольку она формирует качества будущего
работника-труженика. При правильно организованной игре формируется
будущий гражданин, приобретаются качества, необходимые для
общественной жизни.
Игра учит ребенка правильно оценивать поведение окружающих людей,
формирует первое элементарное понятие о служебном долге, воспитывает
умение вести себя определенным образом в обществе, оказывать помощь
слабым, быть организованным и дисциплинированным.
Игра имеет немаловажное значение и для физического развития ребенка.
Хорошая игра создает бодрое настроение, повышает жизнедеятельность
организма, способствует развитию движений. Творчество, инициатива,
юмор, связанные с детскими играми, довольно часто оставляют след на всю
последующую жизнь и деятельность человека.
Игры
детей
характеризуются
следующими
особенностями:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком
окружающей
его
жизни
людей.
2.Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым
ребенок
пользуется
в
этой
деятельности.
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет
общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических
условий
жизни
людей.
4.
Игра
является
формой
творческого
отражения
ребенком
действительности.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения,
путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных
способностей
и
сил
ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную
деятельность.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Согласно ФГОС ДО (п. 2.9) «развитие детей должно вестись во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях».
ИГРА — это специфическая детская деятельность, разнообразная по своему
содержанию, степени самостоятельности детей, форме организации,

игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает определенное
влияние на развитие ребенка и имеет много вариантов. Поэтому через игру
реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция
содержания и задач образовательных областей.
Существует множество классификаций игр. В детском саду мы используем
следующую классификацию игр:
Творческие игры;
Игры с правилами;
Народные игры.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами
и подвидами.
Так, понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры
драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих
игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация
и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой.
Разнообразные
жизненные
впечатления
не
копируются,
они
перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность
и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. СРИ
имеет определенную структуру. Первые сюжетные игры протекают как
игры без ролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают
сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный
смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из
играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии
взрослого.
Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр: наличие
замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других
элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного
произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются
текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на
речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его
выразительные
средства,
использует
различные
интонации,
соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко,
чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в
подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало
детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает
участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с
детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой
материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение

произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом
помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них
дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В
строительно-конструктивных играх происходит замещение одних
предметов другими: постройки возводятся из специально созданных
строительных материалов и конструкторов или же из природного материала
(песка, снега).
Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов
творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в
форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих,
которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы,
в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В
процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в
пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции
предмета, пространственные отношения. Таким образом, в строительноконструктивной игре происходит многогранное развитие умственной
деятельности детей.
В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и
правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении
детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую
игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие
структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так
как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной
ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это
условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для
взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить
переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические
игры можно разделить на три основных вида:
1)в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются
игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что
с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:
цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на
сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении
задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде
задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в
определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют
предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что
очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
2)игры с природным материалом воспитатель применяет при проведении
таких дидактических игр, как ―Чьи следы? ―, ―От какого дерева лист?‖,
―Разложи листья по убывающей величине‖ и.т.д. В таких играх
закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются
мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
3)настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,
различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные
развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок
по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам,
но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников
требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в
игре «Что растет в лесу?»
Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из
отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено
на развитие речи, воображения, творчества.
Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег,
прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность
растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного
двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все
это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая
положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры
включают комплексы движений разного рода. Эти игры формируют
способность
действовать
сообща,
воспитывают
честность
и

дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для
проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров,
справедливо разрешать возникающие конфликты.
Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих
игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Исследования, проведенные в
последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию
у детей универсальных родовых и психических способностей человека
(сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической
функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса,
создавшего игру.
Изучив классификации и характеристики основных видов игр можно
сделать вывод, что игровая деятельность – неотъемлемая часть в развитии
личности.
Изучение
психолого-педагогических
условий
развития
игровой
деятельности с включением своевременных научно-методических и
практических достижений позволяет определить сильные и слабые стороны
в организации игр, а также дать конкретные рекомендации практикам по
дальнейшему совершенствованию педагогической поддержки игровой
деятельности дошкольника.
Снова хочу обратиться к ФГОС ДО (п. 3.2.5) «III. Требования к условиям
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования»:
«Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых:
«создание условий для свободного выбора
участников совместной деятельности; …

детьми

деятельности,

поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и
т.д.)
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства …»
Что делать воспитателю
самодеятельной игрой)?

с

игровой

деятельностью

(спонтанной

Правильно определить место игры как образовательной формы и игры как
ведущей деятельности в режиме дня.
Т.е., организация дидактических игр в соответствии с содержанием
образовательной работы по образовательным областям внепосредственн -

образовательной деятельности; проведение досуговых, подвижных,
театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с
педагогом сюжетных игр в режиме дня; педагогическая поддержка
самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игрэкспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей
игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.
Понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом
возрастном этапе развития детей.
Группа раннего возраста – приобщение детей к разным играм (предметным
(в т.ч. с составными и динамическими игрушками), сюжетным,
подвижным), перевод предметных действий в действия смысловые в
контексте игровой ситуации.
2-я младшая группа – обогащение игрового опыта детей через совместные
со взрослым игры (индивидуальные и малыми под-группами),
формирование и развитие игровых действий, игрового взаимодействия,
понимания условности игровой ситуации
Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка
игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия,
расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение
игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным,
досуговым, театрализованным, народным играм.
Старшая группа – обогащение игрового опыта по развитию и усложнению
игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной
игры через совместные с воспитателем игры подгруппами, создание
условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к
разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим,
народным, интеллектуальным и др.)
Подготовительная – формирование и педагогическая поддержка детского
коллектива
как
играющего
детского
сообщества,
поддержка
самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр
разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм
фантазированиям, играм в самодельной предметной среде. Использовать
грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности.
Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр
(С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина) обогащение знаний детей, расширение
представлений об окружающем; обогащение игрового опыта; создание
развивающей предметной среды; активизирующее общение взрослого с
детьми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».