СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по
выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в
соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального
благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает
преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском
форме самостоятельной инициативной деятельности:

саду

могут

осуществляться

в

— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и импровизации;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
— самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать
ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению
новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к ак-тивному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятель-но; постепенно
выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сооб-разительности, творчества,
поиска новых подходов, поощрять детскую инициа-тиву;
— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудно-сти, доводить
начатое дело до конца;
— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляю-щих
небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завер-шать работу;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребе-нок действовал
раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно про-сто намекнуть, посоветовать
вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоя-тельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ре-бенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества.

2-я младшая группа
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в
познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют много-численные вопросы,
которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка,
развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их

познавательную активность,
возникающих проблем.

создавая

ситуации

самостоятельного

поиска

решения

Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить
обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малы-шам увидеть в мимике и жестах
проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером
воспитатель поддерживает стремление
к положительным поступкам, способствует становлению положительной са-мооценки,
которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной
разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому
пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность
участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по
обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом
общении, в твор-честве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).

Средняя группа
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые
возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию
самостоятельности в познании способствует освоение деть-ми системы разнообразных
обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.
Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и
познавательными ситуациями,
в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить,
влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; ото-брать брусочки такой ширины,
чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных
интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст
«почемучек» про-является в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать
простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к
окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и
теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется
большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное
отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их
помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в
нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные за-нятия в
организованных в группе центрах активности. Это — центры игры, театрализации, искусства,
науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в
свободной детской деятельности воспита-тель создает различные ситуации, побуждающие
детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы
(примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного пособия). По мере того
как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается
самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовле-творение, когда
им удается выполнить без помощи взрослого действия, кото-рые еще совсем недавно их
затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональ-ной сферы:
чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее ра-достное чувство от общения с
окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.
Поддерживая их, воспитатель спе-циально создает ситуации, в которых дошкольники

приобретают опыт друже-ского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной
поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о живот-ных,
бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим
животным с нами хорошо», «Мы — помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает
эмоциональную отзывчивость детей, направля-ет ее на сочувствие сверстникам,
элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в
изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятель-ности. Внимательное,
заботливое отношение воспитателя к детям, умение под-держать их познавательную
активность и развить самостоятельность, органи-зация разнообразной деятельности
составляют основу правильного воспита-ния и полноценного развития детей в средней группе
детского сада.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр
должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр —
примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей
возрастной группы, чтобы дать возмож-ность ребятам, опережающим в развитии сверстников,
не останавливаться, а продвигаться дальше.
В средней группе активно развивается детская самостоятельность. Посте-пенно
совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному
замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием
внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность
действий, помогать детям устанав-ливать связь между целью деятельности и ее результатом,
учить находить и ис-правлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки,
фотографии, мо-дели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения
действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса
создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере
необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации,
побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность
для самостоятельного ре-шения возникшей задачи.

Старшая и подготовительная группы
Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан с изменением статуса
дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся

самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое
новое положение в детском саду. Такие мотивы, как «Мы заботимся о малышах», «Мы —
помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы
готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых,
значимых для их развития задач.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в са-моутверждении и
признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской
самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие
детей активно применять свои зна-ния и умения, ставит перед ними все более сложные
задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое
дело до кон-ца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях
спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к са-мостоятельному решению; если же
без помощи не обойтись, вначале эта по-мощь должна быть минимальной: лучше дать совет,
задать наводящие вопро-сы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда

необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных
задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать
детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их до-стижений, вызывать у них
чувство радости и гордости от успешных самостоя-тельных, инициативных действий.
Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают слож-ности в поведении
и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть наивными и
непосредственными, как раньше, становятся ме-нее понятными для окружающих. Ребенок
порой ведет себя вызывающе, ма-нерничает, кого-то изображает, кому-то подражает. Он как
бы примеряет на себя разные модели поведения, заявляя взрослому о своей
индивидуальности, о своем праве быть таким, каким он хочет. Психологи связывают это с
прояв-лением кризиса семи лет.
Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких взрослых
сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с бîльшим
вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности.
Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают,
если взрослый выражает сомне-ние в их самостоятельности, ограничивает свободу.
Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих
силах.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений:
поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению,
осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели . Задача развития
данных умений ставится воспитателем в раз-ных видах деятельности. При этом воспитатель
использует средства, помога-ющие дошкольникам планомерно и самостоятельно
осуществлять свой замы-сел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача вос-питателя —
развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в
игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде,
словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни старших
дошкольников в детском саду. Именно в увле-кательной творческой деятельности перед
дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и
формы его воплощения.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поста-вить спектакль
по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в
«волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и иллюстрации.
Такие самодельные книги становят-ся предметом любви и гордости детей. Вместе с
воспитателем они перечитыва-ют свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые
продолжения историй.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению
интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные
письма-схемы, детали каких-то устройств, сломан-ные игрушки, нуждающиеся в починке,
зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких
предметах, дети ис-пытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?»,
«Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно
ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подоб-ные вопросы постоянно
присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в
«сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их
любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с
увлекательными задания-ми, схемами, ребусами, детали технических устройств,
зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети
учатся рассуж-дать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения,
испытывают радость открытия и познания.

Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает
детям, как из книги можно получить ответы на самые интерес-ные и сложные вопросы. В
трудных случаях воспитатель специально обраща-ется к книгам, вместе с детьми находит в
книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых
интересов дошколь-ников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».